Учить английский онлайн в режиме «OFF/ON»
25 May 2024
Дорогие читатели, как бы вы сформулировали главный залог успешного развития любой дисциплины или области, будь то английский язык, методика преподавания или дидактика? Я бы сказал: поступательное движение к цели посредством повышения уровня организации и увеличения внутренних связей.
Совпадение это или нет, однако данная идея коррелирует с понятием прогресс, ведь латинское «progressus» — это «движение вперёд», а также, среди прочих значений, «успех». И такой успех может быть техническим, образовательным и даже личным, когда ученик, благодаря переходу на более передовую платформу получения знаний, семимильным шагами совершенствует свои компетенции и навыки. Все это напрямую касается понятия «учить английский онлайн».
Офлайн-обучение в режиме «OFF»?
Порой «ностальгия» обуревает меня, и, будто в старом кино, я вижу, как стою у «чёрно-белой» доски: учебники – потертые и местами исписанные – грудой залегают на шатком столе, а испачканная в меле рука со скрежетом выводит иероглифы, не особо понятные аудитории. А публика занята кто чем: по большей части межличностными разбирательствами из серии «подвинься, это моя часть парты!» или, что тревожнее, «эй ты! не угрожай мне циркулем!».
Однако вишенка на торте офлайн преподавания иностранного языка – это шипящий, как гусь, бегущий на нарушителя границ огорода, источник прослушивания аутентичных текстов на языке, который может быть представлен ноутбуком с кучей проводов и колонок или же классическим магнитофоном (главное, найти кассеты c записями диалогов времен эпохи VHS).
Не подумайте, что в офлайн обучении нет своих достоинств, однако с развитием интернет-технологий и цифровой индустрии в целом ученику и учителю представилась уникальная возможность избежать многих затруднений, связанных с традиционным преподаванием языка, ведь режим «онлайн» плотно вошел в образование и теперь может предложить всем желающим уникальные плюсы в области постижения нового и интересного.
«Географические» плюсы онлайн обучения
Где же эти вечные опоздавшие? – репетитор нервно поглядывает на часы, назойливо тикающие о том, что урок уже (как бы) начался, а группа из 4 учеников заполнена только наполовину, – И что делать? Начинать без них? А потом объяснять материал заново?
Пробки, расходы на дорогу и прочие «осложнения» при очном посещении курсов сводятся на нет, ведь все очень просто: клик – и ты онлайн! Потенциальные участники образовательного процесса тем самым раздвигают границы «привычной географии обучения» и, несмотря на удаленность до места проведения урока (будь то 10 минут на автобусе, 10 часов на поезде или же 10 часов на самолете), магическим образом оказываются вместе в одной, скажем так, «студии». Только задумайтесь, насколько расширяется диапазон привлечения специалистов и учеников на «платформу» проведения занятий.
Говоря о «географических» составляющих ведения занятий, мы можем отметить и легкость в организации «помещения» для уроков. Теперь не нужны облепленные жвачками парты, отдельные кабинеты под какую-либо группу, контроль за законодательными аспектами организации обучения «в здании» и многое прочее. Все гораздо изящнее: «Мой дом – моя крепость, крепость для формирования знаний, умений и навыков». Каждому ученику видно и слышно всё, что с энтузиазмом рассказывает репетитор, ведь настроить способ вывода урока на экран планшета, ноутбука, телевизора в конце концов, или даже проектора, может, в принципе, любой страждущий получать знания, независимо от возраста и степени владения IT-технологиями.
Инструментальные преимущества
Если бы, дорогой читатель, ты знал, как я в свое время мечтал о качественных средствах наглядного представления материала, когда был вынужден, подобно странствующему цирку-шапито , таскать в многочисленных баулах лэптопы, колонки и шнуры, распечатки, раздаточные материалы и прочие «античные элементы» преподавания иностранного языка.ّ
Скажи мне кто-либо много лет назад, что однажды будет возможность иметь всё, условно говоря, в быстром доступе по нажатию кнопки (клик-клик), я бы, перебирая свои наработки (которые, порой, приходилось долго искать, вырезать, склеивать и даже рисовать – а про последнее в моем исполнении лучше вообще не вспоминать), ответил бы фразой, что прогресс, хоть и движется, но не так быстро, чтобы заменить «олдскульное» офлайн обучение на что-то настолько удобное.
И как же я был поражен, когда автоматизация учебного процесса , благодаря инструментарию в области проверки тестов, контроля успеваемости, выводу аудио, видео и фото «наглядностей» и прочего, дошла до незатрудненного доступа всех участников обучения к материалам в любую минуту.
Захотел преподаватель включить запись с качественным произношением при отработке фонетики – клик, и звук пошёл. Никакие пленки или диски не зажеваны, колонки не трещат, провода не мешают. Просят ученики показать свои работы и понять, какие ошибки они сделали – а пожалуйста! Распечатки не улетают, подхваченные ветром из открытого в кабинете окна, вдаль по мостовой, а результаты сразу выводятся на экран подопечных (в зависимости от настроек обучающей платформы).
Неочевидные удобства
«Добрый день, я приболел и не смогу приехать к вам на занятие, не хочу заражать окружающих». Фраза, которую так не хотят слышать офлайн репетиторы, учителя и преподаватели в целом, но которая однозначно имеет место быть, рано или поздно. И снова – клик! Всё проще пареной репы: приезжать на занятие не надо. Просто подключаемся, и лишь лёгкие «носовые призвуки» слышны в произношении приболевшего, но способного получать знания, студента.
А вдруг человек готовится к экзаменам, собеседованиям или к контрольной в школе, и этот конкретный урок на вес золота – режим онлайн не передает (в силу своих биологических особенностей, конечно же) ни вирусы ОРВИ, ни ОРЗ, ни даже вирус «легкого воспаления хитрости». Урок не сорван, а уж если совсем худо – есть возможность записать трансляцию и посмотреть позднее (что, правда, не так эффективно, как очное присутствие, но, как «спасательный круг», лучший выход).
А теперь (учителя, пуская слезу, вспомнят и поймут) представляем себе классическое занятие с группой школьников (хотя и более взрослый контингент, порой, может подобным удивить):
Коля, отдай мой карандаш! А лучше дай списать, я не делал «домашку» и не помню «throw-threw-что-там-дальше».
Спроси у Васи, я тоже не помню.
Вася, шлепок линейкой по макушке, – какой там ответ в…
Я тебе сейчас за это… – ответные меры, перерастающие в продолжительное разбирательство.
Так! – максимально грозный взгляд, – Заканчиваем «базар-вокзал»! Не бегаем по кабинету! Не галдите! Хватит драться на ручках, это опасно! Хватит мешать Вите своим локтём! – список доведенных до автоматизма идиом, фразеологизмов и междометий от учителя можно продолжать бесконечно.
Опять же, клик… И продолжаем учить английский онлайн... И, если очень надо, проблема решена. Каким способом – это уже решать учителю, но риски травм, беспрестанного выяснения отношений и прочих манёвров по срыву урока сводятся к нулю. Вы спросите, а как же общение и социализация? А потом сами ответите себе на этот вопрос: делу время, а потехе час, но не тот самый час занятия, который оплачивается из семейного бюджета, не так ли?
Учить английский онлайн – дело привычки?
И всё же, сколько «кликов» мы «накликали», говоря о занятиях онлайн? Добавляем в копилку щелчков и нажатий мыши, клавиатуры (или чем вы там кликаете за компьютером), квинтэссенцию этого передового способа преподавать материал: самое важное, что необходимо отметить при обсуждении онлайн обучения – это актуальность такого взаимодействия ученика и учителя.
Особенно это применимо к иностранному языку, где согласованность действий участников общения – один из основных секретов успеха. А то, что всегда можно найти в сердце и сознании место для знакомства с новым обликом усвоения знаний, если этот режим обучения вам пока что не знаком, истина, продиктованная тенденциями и, что больше, «потребностью» современного мира.
Но не стоит думать, что в этом процессе перестраиваться приходится только ученику. Преподаватель, ведущий занятия онлайн, в большей, на мой взгляд, степени прорабатывает свою методику «общения с залом», чем при традиционном подходе. Однако, как говорится, всё это дело привычки.
Итак, важна правильная настройке оборудования. Для изучения английского онлайн важен и подбор материалов для работы в электронном виде. Перед началом работы необходимо уладить и технические моменты. Как результат – грамотная реализации этого современного подхода в обучении. И, представьте себе, дисциплина на занятии, где есть работа с микрофонами, наушниками, манящими экранами (казалось бы, отвлекающими студента) появляется сама по себе.
Приучиться к чему-то более удобному всегда полезно, ведь как говорил один китайский мудрец, «в учении нельзя останавливаться», а уж останавливаться в учении учиться – тем более.